Ошибка десериализации тела ответного сообщения для операции "Translate". Превышена квота максимальной длины строки (8192) при чтении данных XML. Эту квоту можно увеличить, изменив свойство MaxStringContentLength объекта XmlDictionaryReaderQuotas, используемого при создании устройства чтения XML. Строка 1, позиция 14534.
Ошибка десериализации тела ответного сообщения для операции "Translate". Превышена квота максимальной длины строки (8192) при чтении данных XML. Эту квоту можно увеличить, изменив свойство MaxStringContentLength объекта XmlDictionaryReaderQuotas, используемого при создании устройства чтения XML. Строка 1, позиция 9188.
Сегодняшняя ночь была отмечена историческим событием: на Нью-Йоркской фондовой бирже состоялось IPO компании LinkedIn. Спрос на бумаги во время размещения может служить индикатором их дальнейшего поведения — и в случае с LNKD было на что посмотреть. Организаторы IPO дважды (!) поднимали цену акций, и в конце концов увеличили её чуть ли не в вдвое по сравнению с начальной.
Последний раз что-то подобное для компаний, строящих свой бизнес в Сети, наблюдалось в период бума дот-комов, больше десяти лет назад. Размещение прошло по максимальной цене, 45 долларов, что обеспечило стартовую рыночную капитализацию LinkedIn в 4.3 млрд. Это автоматически делает её самым дорогим интернет-бизнесом, вышедшим на биржу за семь лет после Google.
Впрочем, в данном случае важен не только и не столько размах IPO. LinkedIn стала героем дня по другой причине: это первая западная социальная сеть, решившаяся на преобразование в публичную компанию. До сих пор ни один из квартирующих в Штатах или Европе дот-комов, владеющих крупнейшими «сетями друзей» на планете, не пошёл дальше планов и слухов.
В результате вплоть до мая 2011-го единственным способом инвестировать в эту, едва ли не самую модную отрасль интернет-индустрию, оставался так называемый вторичный рынок, где обращается крохотное число бумаг, принадлежавших сотрудникам самих компаний.
Ситуация изменилась в начале мая, когда в США прошло IPO китайского аналога «Фейсбука» Renren (см. «Почему Facebook против IPO и как всё-таки вложиться в социальные сети?»), разместившейся тоже на NYSE, и тоже по высшей цене. Впрочем, как показали следующие две недели, отношение к китайским бумагам у западных инвесторов настороженное: RENN всё ещё находится там же, откуда и начала. Но тем важней размещение LinkedIn. Ожидается, что её пример добавит смелости конкурентам, а может быть даже приведёт к новому буму дот-комов.
Рейд Хоффман, сооснователь LinkedIn, теперь почти миллиардёр. Ему принадлежит пятая часть компанииLinkedIn стартовала в 2003 году и в общем схожа с Facebook и Twitter. Она так же построена «на коленке» несколькими энтузиастами, ей так же повезло появиться одной из первых и почти сразу получить хорошую поддержку от венчурных инвесторов (уже через несколько месяцев в неё влили 5 миллионов). Но есть и особенности.
Несколько упрощая, в отличие от вышеназванных компаний, ориентированных так сказать на массового пользователя (сеть друзей), LinkedIn нацелена на людей, контактировавших прежде всего по месту работы (сеть коллег). Заменив личное на профессиональное, её создатели получили замечательный инструмент для желающих трудоустроиться и предлагающих вакансии. Идея нашла самый живой отклик у сетян: число пользователей LinkedIn недавно перевалило за сто миллионов.
Специфика профессионально-социальных связей сказалась и на бизнес-модели. В отличие от массовых соцсетей, зарабатывающих на жизнь преимущественно рекламой, LinkedIn с самого начала смогла диверсифицировать источники дохода. Регистрация и базовый комплект услуг здесь бесплатны, но существует набор премиальных платных сервисов для рядовых пользователей, а также платный инструментарий для рекрутёров.
В результате доля рекламы (которую, кстати, компания может продавать сравнительно дороже, опять-таки в силу ориентации на более узкий круг) в общей выручке составляет меньше трети. В прошлом году LinkedIn заработала 243 млн. долл. (15 млн. чистыми), вдвое больше чем годом ранее. Схожими темпами растёт и число пользователей.
Вот так интересно выглядит карта социальных связей пользователя LinkedIn. Расположение узлов определяется временем, местом работы, профессией, образованиемLinkedIn входит в так называемую Большую пятёрку дот-комов, имена которых сейчас на слуху у всех и выход которых на биржу, как ожидается, может спровоцировать волну энтузиазма, сопоставимую разве что с событиями пятнадцатилетней давности. Это Facebook, Twitter, Groupon и гигант казуальных игр Zynga (см. «Как сделать миллион на игре для смартфона и где российские casual-миллионеры?»).
Все они так или иначе связаны с социальной тематикой. Все они до сих пор остаются частными компаниями, так что их точные финансовые достижения — большой секрет. Но примерные оценки сторонних наблюдателей и цены вторичного рынка позволяют предполагать многомиллиардную ожидаемую капитализацию, в десятки раз выше фактических заработков этих компаний сегодня.
Майские IPO, Renren и LinkedIn, стали лучшим свидетельством того, что почва готова и Большая теперь уже четвёрка может выходить на биржу не опасаясь провала. Спрос достаточен, чтобы поглотить всех социальных гигантов. А там, глядишь, подтянутся и бесчисленные стартапы, эксплуатирующие социальный компонент в меньших масштабах, но с большей фантазией.
Ничего не напоминает? Если вам повезло застать конец 90-х, вы конечно уже провели параллель с историческим IPO Netscape Communications и последующими событиями. Акции Netscape улетели за облака в первый же день торгов (август 1995), обозначив рождение новой, не знающей границ «интернет-экономики».
Идея была проста: увеличение числа пользователей вопреки всему и несмотря ни на что — и пусть первые годы будут убыточными, позже каждый вложенный доллар вернётся сторицей. Правда, ни сама Netscape, ни тысячи её последователей так и не дожили до светлого будущего: волшебного обаяния глобальной сети хватило лишь на пятилетку безудержного роста. Но сегодня тех же чудес ждут от экономики «социальной».
Марк Андрессен, сооснователь Netscape, вошёл в историю как инициатор бума интернет-компаний. Марк и сегодня в деле: он числится в советах директоров Facebook, eBay, HP, и активно инвестирует в стартапы (Skype, Digg, Kno)По результатам размещения, Renren оценена больше чем в 50 раз дороже своего дохода за прошлый доход — при этом она ещё даже не прибыльна. Стартовую цену LinkedIn за время подготовки к IPO поднимали дважды — сообразуясь только с сумасшедшим спросом, никаких чудес компания не показала и даже предупредила, что нынешний год скорее всего будет убыточным. Жадность инвесторов подогревается слухами о скором (в нынешнем-следующем годах) выходе на биржу остальных участников Большой пятёрки. Стоит ли удивляться, что целый ряд аналитиков предупреждает: сектор перегрет, взлёта, подобного концу 90-х, может и не получиться.
Что касается LinkedIn, на вырученные средства она — знакомо, правда? — намерена агрессивно расширяться. Несмотря на специализацию, главным конкурентом для неё теперь станет Facebook, которая уже предпринимает попытки совместить личную и профессиональную сети в рамках своей платформы. Шестикратное превосходство по количеству пользователей и сравнительно большая свобода рук (ведь Facebook пока ещё частная компания) дают ей очевидное преимущество.
Впрочем, LinkedIn тоже не потеряла свободы действий: вслед за Google она избрала особую модель акционирования, позволяющую удержать контроль над компанией (инсайдеры получили акции класса B, дающие вдесятеро больше голосов по сравнению с бумагами класса A, проданными публике). Так что многое будет зависеть от расторопности и сообразительности руководства.
Отправить комментарий