Как известно, Салават Юлаев был сподвижником Емельяна Пугачева. Последний согласно приговору суда по российским законам признан преступником, и его сподвижники тоже. В документе под названием «Военно-походный журнал командира карательного корпуса подполковника Михельсона И. И. о боевых действиях против повстa-нцев в марте — августе 1774 г.» они называются «злодеями». А.С.Пушкин в «Истории Пугачева» и С.Т.Аксаков в «Семейной хронике» открыто называют их не иначе, как «бунтующей ***чью».






Однако, полагаю это (наличие нелицеприятных эпитетов в литературе) еще не повод формировать отношение. И поэтому я просто по-пытаюсь на основании рассуждений и приведенных фактов поставить вопрос о том, считать ли Салавата Юлаева даже не столько национальным героем, сколько символом того, ради чего он имеет честь составлять ключевую часть герба. Если бы он был просто литературным персонажем, то я бы вообще не касался этой темы, ведь я – не башкир и не мне судить о том, какие национальные герои должны быть у башкир. Однако пa-мятник С.Юлаеву – это составная часть герба РБ, а герб – это часть символики РБ, а в РБ я живу. И я вправе поставить вопрос о том, кто же изображен на гербе республики, в которой я родился Если речь идет о былинном Салавате народных сказаний, то я не против, но я же собираюсь расcмo-тpеть вести речь, имея в виду реального человека по имени Салават по фамилии Юлаев, сына Юлая Азналина, жившего в 18-м веке.

Предлагаю сразу отбросить такие высокие категории, как справедливость, народное счастье, добро и тому подобное. Они, как звезды - сияют над нами, но непознанны и каждый сердцем определяет их значение. Здесь же нужно нечто более объективное.

Давайте попробуем вопрос поставить так: каковы должны быть атрибуты героя, если можно так выразиться, то есть те реальные качества, проявляемые что называется на деле, за которые героев чтут.

Я так полагаю - это, как правило :простонародное происхождение (то есть из его низов); богатырский вид; аскетизм; военная доблесть; служба отечеству; преданность идее; всенародная любовь; нестяжание; самопожертвование; мученичество.

Все это должно быть присуще не просто герою, производящему «совершение выдающихся по своему общественному значению действий...,требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию» (БСЭ, т. 6, с. 422).

Если речь идет о былинном Салавате народных легенд, то разумеется все это ему присуще. Но реальный Салават настолько же героичен, насколько, например, свят Владимир «Красное Солнышко» или божественен Саббат.

Причем, если верить писателю-публицисту Нефедову, определенную роль в популяризации самого себя сыграл...сам Салават: «башкирские песни, распеваемые в честь Салавата, одни сложены народом, а другие самим Салаватом». Это пишет человек, написавший, например такие строки: «По силе, ловкости и умению владеть оружием не было равного Салавату. Он первый джигит; ему нет сoп-epника в единоборстве; он пойдет один на медведя и притащит убитого зверя на спине домой. А во время празднования сабантуя кто обгонит всех товарищей, раньше других прискачет в аул и в награду за удаль получит шелковый платок из рук первой красавицы? Салават! Сила в нем проявилась очень рано... Но Салават — представитель не одной грубой физической силы. Он — ученый и поэт. Он знает коран и шеригат, перед юношей почтительно склоняют головы старики, о нем все говорят, и начитанности его удивляются не только муллы, но даже сами ахуны.» (Ф.Д.Нефедов ДВИЖЕНИЕ СРЕДИ БАШКИР ПЕРЕД ПУГАЧЕВСКИМ БУНТОМ; САЛАВАТ, БАШКИРСКИЙ БАТЫР*(1880 г.).narod.ru) Т.е. Нефедов был явно не расположен подвергать Салавата критике.

Таково мое мнение. Прав ли я судите сами. Что ж, приступим к исследованию.

Салават Юлаев родился он в семье старшины Шайтан Кудейкого Юрта(ныне Салаватский район) Юлая Азналина(для облегчения задачи примем год рождения 1754-й как наиболее желанный для многих его биографов- летописцев)». В Уфимской провинции, по сибирской дороге, в горном ауле Юлаеве, Шайтанской волости, жил башкир, по своим способностям и положению личность очень выдающаяся; звали его Юлай Азналин. Это был вотчинник, человек богатый, умный и влиятельный; он пользовался общим уважением со стороны башкир и несколько раз кряду занимал, по выборам, должность волостного старшины.»

Как видим, Салават родился в далеко небедной семье и даже уже в 18 лет Салават познал власть (пусть даже ненароком) - остался за главного, когда отец отправился подавлять бунты мятежных калмыков и поляков. Это о происхождении. Теперь об аскетизме (или его отсутствии).

Когда его арестовали 22.11.1774г-ему было 20 лет он уже имел 3 жен,2 сыновей, а дочек даже никто и не учел (предполагается, что и они тоже были).Если учесть, что война не располагает к бракам, что сам Салават все же не находился постоянно в своем Юрте(приезжал так сказать «зализывать раны»), то скорее всего 3 жены появились уже в 19 лет! Нефедов полагает, что та самая Зюлейха, которой он писал «Зюлейха, несказанно люблю я тебя, растерял все слова, погибаю, любя» была одной из 3-х жен, которые (по его словам) появились после того, как ему исполнилось 17 лет:

«Семнадцати лет Салават женился. За первой женой скоро в его дом вошла и другая. Обе жены к концу первого же года подарили ему по сыну. Салават любит своих жен и малюток. Он доволен и счастлив.»

И еще, некоторое время спустя:» Разве опостылела ему красота Зюлейки и Буранбики, разве чья новая краса влечет к себе пылкого юношу? Да, Салават успел полюбить одну дe-вушку, но он не разлюбил и жен...»

Как он выглядел? Это, конечно, загадка. В воображении рассказчиков легенд – ненамного меньше, чем на постаменте, что стоит в Уфе на Случевской горе. Лишь чуть - чуть. «Во многих произведениях устного творчества подчеркивается огромная сила Салавата. Правда, фольклору свойственно гиперболизировать героев...» (Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра.Йешлек.ру). На самом деле: "Именная опись", составленная Уфимской провинциальной канцелярией при отправлении в Рогервик, дает некоторое протравление о внешности Салавата: "..ростов дву аршин четырех вершков с полови-нoю (около 164 см -примечание автора), волосом черен, глаза черные.» (Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра. Йешлек.ру.). Про телосложение ничего толком неизвестно, однако «будучи небольшого роста, он обладал, вероятно, большой физической силой. Косвенно об этом можно судить по тому, как быстро после тяжелых ранений (под Оренбургом, Кунгуром, Осой) Салават вновь оказывался в строю. При это он почти "не слезал с седла". Наконец, сколько нужно было сил, чтобы вынести семимесячный допрос, а после тяжелейшую экзекуцию.» (Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра .Йешлек.ру). Но все ж это предположения и сам автор этой статьи явно путает атлетизм с выносливостью. Вынести два тяжелых ранения во время войны и 175 ударов во время экзекуции действительно нелегко, но говорит ли это о богатырском телосложении и является ли вообще ее показателем (худой, но жилистый человек тоже может быть довольно выносливым, правда худых богатырей я что-то не припомню)? Хотя кто ж может сказать, каким он был на вид...

Объективности ради, не могу не привести описание того Нефедова(не опровергая и не соглашаясь с ним: « Неcмo-тpя на свой невысокий рост, он обладал громадной физической силой; от всей его фигуры с широкими плечами веяло чем-то могучим и обаятельным, а в черных, задумчивых глазах светились ум и энергия». Наверно, бюст Салавата, фигурирующий на картинках пособий писался не со слов Нефедова...

Вот описание внешности Салавата у С.Злобина: "Салават строен и не по возрасту высок и широкоплеч". Как видно из "именной описи" (напомню - рост около 164 см), сие мнение как ми-нимум спop-нo...либо понятие "высок" относительно.

Однако, если о том как выглядел этот воин, судить сложно, то о том, как воевал, все более прозрачно. Он был полководцем. В чем его доблесть? Вот кратко его боевой путь. За год с небольшим боев (октябрь 1773г-ноябрь 1774г) - крупных с полтора десятка - две по-настоящему крупные победы: взял раз Красноуфимск, другой - Симской завод. Много поражений нанес ему отряд подполковника И.И. Михельсона, зачастую бывавший в разы меньше по численности. (Поразительно отсутствие явных знаковых побед в открытом бою, ибо обычно конники плохо брали крепости, но хорошо сражались в поле)
«С августа 1974г "особенно ярко проявился военный и организаторский талант Салавата Юлаева"».В чем? В том, что «царь» уже с Урала ушел, отряд из открытой борьбы он перешел к партизанской (что говорит о его боеспособности) .Причем его отряд за 4 месяца(август-ноябрь 1774г) с 3000 снизился в численности до 5 человек, включая командира."Но не так-то просто было поймать Салавата!"-найти пятерых посреди громадных труднопроходимых Уральских гор действительно непросто. Можно пожертвовать здоровьем или даже умереть в горах зимой. По-пытаться найти людей для новых отрядов.

Однако если народные массы идти уже не хотят, а в отряде ропщут (а иначе с чего бы распускать его остатки), выход один - «уйти прямо лесом и горами в киргисцы».(Там-то, по пути, ему встретились роковые мишари - Абдусалямовы.)

Однако в отношении военных званийСалават довольно быстро рос-за месяц (с октября по ноябрь 1773г ) дослужился у Пугачева «за храбрость, смелость, умелые военные действия»( Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Основные даты жизни и деятельности Салавата Юлаева. Йешлек.ру.) до полковника! За битву под Оренбургом ( который повстa-нцы не взяли). Что конкретно он сделал, не уточняется.

Зато известно за что Пугачев мог дать чин полковника. Дал одному «контрразведчику» за то, что шпиона раскрыл. Другой раз к нему попал в руки перепуганный пастор-бродяга реформаторской церкви, которому сам Пугачев некогда подавал милости в Казани. «Юродивый» даже мысленно попрощался с жизнью, но также был произведен в полковники. Правда полка не получил: «Пастор – полковник посажен был на башкирскую лошадь...возвратился в Казань» (А.С.Пушкин, «История Пугачева»), где и раньше скитался. Грабитель заводов по имени Хлопуша также был возведен в полковники. А вот яицкий атаман Зарубин (Чика) – тот, кто осаждал Уфу - стал (ни много, ни мало) графом Чернышевым. То, что деревенские дe-вки становились «фрейлинами» вообще при Пугачеве было обычным явлением. Одну из них он даже хотел сделать королевой...

Однако, перфразируя Суворова, скажу так: плох тот полковник, который не хочет стать бригадиром. С другой стороны кому же не приятно, когда его называют по-царски и берут в объятия.

2 июня 1774 г. За день перед битвой в районе Кигов, на параде Салават назвал Пугачева «ваше величество»: " Подъехав к Пугачеву, Салават сказал: "Это стоит наше башкирское войско, и мы дожидаемся ваше величество"(. Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра .Йешлек.ру). Мустай Карим в своем стихотворении «Нерусский я, но россиянин» даже привел такую подробность, что они обнялись.

Спустя несколько дней Пугачев пожалует Салавату после битвы за Киги чин бригадира, а его отцу атамана округа. Неужели только за военные заслуги?
Но что ж там произошло? Обратимся к «Военно-походныму журналу командира карательного корпуса подполковника Михельсона И. И. о боевых действиях против повстa-нцев в марте — августе 1774 г.»: "3-го дня июня при выступлении в поход из лагеря, стоявшаго верстах в трех от Кигов, уcмo-тpено злодейская толпа, человек до 1000, к лагерю подходящая под предводительством разных бунтующих старшин и Салаватки, но, видя к бою построенных, остановились. А господин подполковник приказал несколько зделать выстрелов из пушек, со всею кавалерию сам на них ударил и бежать принудил. Большей половине коннице приказал преследовать, а сам с остальными следовал в подкрепление, приказав л. 193 об. II за собою итти пехоте, а за ними обозу. Злодеи, бежавшие, на две кучи разделились и были преследованы: с левую сторону до реки Ай ротмистрами князем Енгалычевым и Демьяновым, а в правую — майором Хариным, которой за болотными местами, не более двух верст преследуя, возвратился." Согласно Михельсону, победил он. Ну не проиг-paл – точно. Даже сам Салават позже на допросе, признает, что никто (а значит и он тоже) не победил в этой битве.

Значит как ми-нимум «ничья». За что звание?

Это не ясно доподлинно, но совершенно очевидно, что реванша не вышло: если Зарубин - Чика реально угрожал Уфе, подступив к ней и осаждая не один месяц, то Салават, решившись взять ее в июле 1774г даже не приблизился к ней ближе 50 верст. (Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра Йешлек.ру).

Здесь уже правомерно задаться вопросом, а все ли башкиры пошли за Салаватом (т.е. был ли он лидером всех башкир, как нам говорили на уроках ИБ) ?

Ведь не только правительственные войска преградили ему путь, но на «стороне карателей стало выступать много башкирских, мишарских и татарских старейшин», более того «башкирские и мишарские старшины, изменившие повстанческому движению и перешедшие на сторону правительства, зная, как Салават расправляется с предателями, обратились Уфимскую провинциальную канцелярию с просьбой, чтобы отряд Рылеева никуда не ходил и взял под защиту "доброго состояния" людей, "живущих в Елдяцкой окружности". (Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра .Йешлек.ру).

Как же Салават расправлялся с «предателями»?

Свет прольет отрывок из того же походного журнала Михельсона: "Майя 30-го (1774г), прибыв к Айнской пристани, нашел оную вызжену и без людей, которые, уповательно, погублены башкирцами, поромы все перерублены, а горы на другой стороне реки занеты бунтующими башкирами Алипской * (должно быть Айнской) волости старшиною Тайшем з другими старшинами, которые все были под командою разбойника Салаватки. Сей злодей, набрав шайку воров себе подобных и разгласив, будто бы Пугачев разбил господина подполковника, и за поимку ево 300 рублей обещевая, пришед на Симской завод, выжег, умертвя людей, 102-х человек, некоторых раскаявшихся иноверцов вешал, а других склонял к прежнему злу, присоединял к своей шайке и имел намерение тож самое учинить и на других заводах" (301/206). Сам Пушкин называл (в Истории Пугачева) Салавата "свирепым".

Не раз встречается в башкирских СМИ его воззвание к осажденным Катавского завода от 10.09.1774г: "Если к нам в плен попадет ваш человек, мы его не убиваем и не причиняем ему увечья. Если же наш человек попадет к вам в плен, вы его арестовываете, а некоторых убиваете. Если бы в наших сердца была злоба против вас, мы могли бы при желании захватить в плен и убить большее число ваших людей, чем вы. Но поскольку в наших сердцах отсутствует злоба к вам, мы их не трогаем. Нам с вами, башкирам и русским, нельзя жить вне согласия и разорять друг друга...".

Однако осажденные ему не поверили и эта осада так и не завершилась взятием. Было ли основание не верить – судите сами. Как бы осажденные отнеслись к такому современному утверждению: «принимая участие во многих сражениях, полковник пугачевского войска Салават Юлаев завоевал популярность и среди башкир, и среди русских»- пусть ответит, кто уверен.

Вопрос - весь ли народ его любил, так же – на суд читателя.

А чтобы легче было разобраться приведу еще кое-какие цитаты из источника И.И. Михельсона:

«Башкирские старшины Алибай Мурзагулов 268, Ибраим Мрясов, Аиса Якупов и Каиб Знехбетов явились с повинною 269, обещевая истрe-бл-ять злодеев, и всякой почти старшина обязывается набрать войска и следовать, куда им повелено будет. А старшина Дидряс Муллакаев чрез оных старшин доносит, что он, заслуживая свою вину, старается поймать злодея Тарнова 270, делающаго в близости Бакалов великие разорении, чего ради, и не мог поспешить с ними с повинною. Старшина Мурадим Абдурахманов, бывшей в Уральских горах с толпою, получа манифесты, сам и его сообщники в домы свои возвращаются 271./199»

«Господин майор Тютчев отменно рекомендует в храбрости и усердии мещерядского старшину Салтан Мурата Янышева, которой и ранен копьем в ногу; мещерядского предводителя Сулеймана Мустафина, депутата Абоилаема Максутова, башкирскаго старшину Шарыпа Каипова, которой пред сим был послан для публикования манифестов и, быв пойман злодеями, претерпел великия мучении с потерянием всего своего имения. л. 187 об.|/200»

«С нашей стороны убито чюгуевской казак один, белых гусар один, мещеряков 5, башкирец один./202 (битва у дер. Ерал)»

«Господин подпо[лковник] штаб-, обер- и унтер-афицерам также и башкирским старшинам отдает справедливость./202»

«Господин подполковник с намерением распустил в домы команды своей иноверцов, на которых мог надеется и которые, будучи на многих сражениях, добыч себе получали. Сие произвело довольную пользу и команда господина подполковника иноверцами ежедневно умножается./211».

Итак совершенно очевидно, что против башкира Салавата воевали башкиры и число и представляли силу, способную по крайней мере, совместно с «федералами», не подпустить его к Уфе. Так что отношение населения к повстa-нцам было как мирнимум неоднозначное (положительное, как нам говорили в школе), а «проще» сказать - сложное.

Но тогда вопрос такой возникает :а был ли тогда Салават лидером всех башкирских повстa-нцев или он был одним ИЗ «полевых командиров»? Нефедов прямо дает понять, что он думает по этому поводу, когда пишет о каком-то всебашкирском сходе, на котором все делегаты единогасно попросили Салавата:» — Веди скорей! Мы все за тобой...» (Ф.Д.Нефедов ДВИЖЕНИЕ СРЕДИ БАШКИР ПЕРЕД ПУГАЧЕВСКИМ БУНТОМ; (1880 г.).narod.ru)

Однако, изучая хронику боевых действий однозначно приходишь ко второму. К Пугачеву присоединилось немало равнозначных Салавату мишаро – башкирских предводителей и вот имена некоторых из них : Кинзя Арсланов, Канзафар Усаев, Ильчигул Иткулов, Сулейман Кусекеев, адил Бигашев.

Даже когда Пугачев оставил Башкирию и взял Казань, ему помогали вполне серьезные силы башкир, успевших попасть в анналы и там: «Башкирцы, не cмo-тpя на строгие запрещения Пугачева, били ногайками народ и кололи отстающих женщин и детей. Множество потонуло, переправляясь вброд через Казанку.»(А.С.Пушкин. История Пугачева).

К карателям, смею заверить, отношения населения в целом тоже было неоднозначным (а не тотально негативным, как нам говорили на уроках).

Вот на вопрос весь ли народ боялся карателей ответит тот же писарь Михельсона: «Господин подполковник по причине встречающих его целыми деревнями и прибегающих с сторон, с раскаянием просящих прощение, уповает, что все жители в той окрестности, кроме ушедших в горы башкирцов, в скором времени придут в прежнюю тишину и пови-нoвение.»

А вот к чему сводились как правило действия карателей:» Из военнослужащих господин подполковник лутчих, вооружа, при себе оставил, а дворцовых и экономических и дворянских крестьян, также татар и башкирцев отпустил в домы, сделав им всем увещевание; крестьян же, имеющих жилища свои во отдалении, и морских отставных салдат 106, мужиков заводских 548 человек в город Уфу приказал отправить; выборнаго села Чесноковки по доказательству уфинских жителей, как главнаго бунтовщика, и одного из башкир, ему подобнаго, определил повесить, трех приказал высечь кнутом, а иные под крепкой караул в город Уфу отданы.» Это к вопросу о народной любви и был ли Салават Юлаев лидером всех башкир, а заодно и по-пытка ответить, почему же чаша народной поддержки склонилась от мятежников к правительству.

Но как же встретились Салават и Емельян? Вот что говорит аннотация к Пa-мятнику на ул.Гафури: «Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил горячего коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Показан решающий момент в жизни Салавата. Приняв смелое решение, он примчался к своим товарищам и обращается к ним: "Я иду к Пугачеву!" ". (Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Аллея славы .Йешлек.ру).

Но есть и другая версия. «Уже 5 октября 2500 пугачевцев осадили Оренбург. Обеспокоенная этим обстоятельством Екатерина II направляет для подавления восставших правительственные войска под командованием генерала В. А. Кара... С этой целью Уфимской провинциальной канцелярией были разосланы распоряжения, в которых говорилось, чтобы "...башкирские старшины отправили от себя башкирцев на вспоможение верным войскам против проявившегося тогда злодея Пугачева и его толпы, который чинил нападения на Оренбург и разорял другие тамошние селения". В октябре 1773 г. такое распоряжение получает Юлай Азналин. Кого назначить командиром? Сына? Но ведь есть более опытные воины. И все же старшина останавливает свой выбор на Салавате... На прощанье Юлай передает сыну заслуженный им за храбрость в Польше "знак", и Салават во главе отряда в 80 человек (по другим данным 95) направляется к месту сбора сводной башкирской команды- на Стерлитамакскую пристань. Через 15 дней - отряд Салавата прибыл на место назначения. Здесь уже были и другие отряды - всего 2355 человек. Сводный башкирско-мишарский отряд во главе с князем Ураковым и старшиной Кыркули-Минской волости Ногайской дороги Алибаем Мурзагуловым (Элви), предназначенный для оказания помощи карательному отряду генерала Кара, был направлен в деревню Биккулово (в 70 верстах от Оренбурга). Однако, как впоследствии показал Салават, "не доезжая оной с версту", встретили их пугачевцы, "в дву тысячах или более, при которых были пушки (отряд пугачевского атамана А. А. Овчинникова), и их всех, атаковав, держали до сумерек... Овчинников отправляет Салавата с прочими в Берду (cтa-вку повстa-нцев) к Пугачеву, который, "будучи в оной крепости, приводил их к себе в службу". По этой версии присоединение прошло по схеме: бой -пленение-пропаганда-переход на сторону врага.

Причем возможно, что один из аргументов этой пугачёвской пропаганды были факты казни начальников побежденных воинских подразделений, не захотевших перейти на сторону мятежников – например Билову в Татищево живьем содрали кожу и выдрали сало, которым замазывали раны. В том же Татищево «Все офицеры были расстреляны. Несколько солдат и Башкирцев выведены в поле и расстреляны картечью (А.С.Пушкин. История Пугачева). Одним словом «выбирай, но осторожно, но выбирай».

Впрочем, есть еще один «аргумент»: «Башкирцы, взволнованные своими старшинами (которых Пугачев успел задарить верблюдами и товарами, захваченными у бухарцев), начали нападать на русские селения и кучами присоединяться к войску бунтовщиков» (А.С.Пушкин. История Пугачева).
Мне как-то писали на одном форуме, что Салават мог бы преспокойно проводить время в Юрте, не искать счастья в повстании. Но как? Неужели Пугачев бы его отпустил из плена? У Салавата было 2 пути. Что он выбрал, между присягой императрийце и верной смертью или жизнью, предательству империи и службе самозванцу, от которого после ареста отрекся, известно.

За что воевал Салават, почему перешел к Пугачеву? Может взявший на себя роль его апологета Нефедов подскажет?

Читаем: «— Отец! Правда, правда! — кричит Салават, не в состоянии более сдерживать чувства страстной деятельности, охватившего все его существо.

— Царь (имеется в виду «Петр 3-й») на Яике, собирает людей. К нему на помощь!..

— Подождем новых вестей, сын!

— Не хочу! Слышишь: не хочу! Царь без нас возьмет престол».

Ну а если рассуждать более серьезно, то Пугачев сотоварищи (в том числе Салават) обещали пролетариям свободу и от этих перемен даже ни в чем не повин-ные помещики(например аксаковские Багровы – литературные отражения его родни) убегали как можно скорее прочь, а кто не успел, те истрe-блялись по классовому признаку(если не ошибаюсь сие явление называется «стратоцид»).

Перейдя к Пугачеву, он чуть больше года воевал на его стороне, а когда был схвачен, то: "Мужественно вел себя Салават во время следствия»! С самого начала он утверждал, что участие его в восстании было будто бы случайным и вынужденным»". (Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра .Йешлек.ру). А как же парад у Кигов за полгода до того? Слова "это стоит наше башкирское войско, и мы дожидаемся ваше величество" были случайными и вынужденными? А объятия, о которых писал Мустай Карим?

«Отрицая предъявляемые ему обвинения, он признавал лишь то, от чего было невозможно отказаться». (Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра .Йешлек.ру), надеясь на то, что избежит смертной казни. Вот письмо Салавата к дяде: «Такого ж указа, чтоб от лишенных жизни семейства отбирать, действительно нет. Мы ж, еще бог благоволит, находимся в таком чаянии, что казнены не будем, потому что ныне и казнь оставлена».

Он как видно не просил у Бога достойной смерти и сил следовать идее до конца, даже пред лицом смерти, дилеммы свобода или смерть для него тогда не стояло.

Хотя вот *** Шикельгрубер. Он же ***, которого не принято считать героем, говорил в Рейхстаге в 1-й день 2-й мировой войны: «Поражения я не переживу». Я не хочу сравнивать персонажи – речь идет о подходах и степени самопожертвования...

А жизнь Салавату сохранили, и детей отдали в относительно хорошие руки.(ср.экзекуции большевиков над «врагами народа»).

Да, конечно, его били не раз и не раз разрывали ноздри и клеймили, сослали на каторгу - и это было сложно вытерпеть.

Однако если учесть то, что он писал домой и на что надеялся, чего опасался, это ли худший для него вариант?

А попав на каторгу, он дожил как ми-нимум до 1800 года(до 46 лет, прожив там 26), имел возможность писать стихи и надеяться на свободу(!): «Ты далеко, отчизна моя! Я б вернулся в родные края, В кандалах я, башкиры! Мне пути заметают снега. Но весною растают снега, Я не умер, башкиры!» (не пожелал бы каторгу и врагу, однако сравните положение 3 млн. советских военнопленных в нацистских концлагерях- могли ли они там, в тех условиях писать стихи, протянуть 26 лет и надеяться на свободу?).

Конечно, на уроках по Истории Башкирии нам говорили, что Екатерина 2-я была плохой императрийцей,.. Но вот только мне не дает покоя такой вопрос – что было делать ей с одним из предводителей восстания – вполне серьезного восстания, которое грозило перерасти в общероссийский бунт и лишить ее жизни (как это потом было с Марией Антуанеттой)? И что сделали бы с ним 99 процентов других монархов на ее месте?

Почему-то вспомнились слова А.И.Деникина («Путь русского офицера»): «Старая русская власть имела много грехов, в том числе подавление культурно-национальных стремлений российских народов. Но ... невольно приходишь на мысль, насколько гуманнее был этот «кровавый царский режим»... в расправе со своими политическими противниками, нежели режим большевиков...»

Почему я помянул большевиков? Да потому что они считали Крестьяскую войну 1773-1775гг одним из предвестников Гражданской 1918-1922гг и при них началось почитание С.Ю. на официальном уровне: «Крестьянская война 1773-1775 подов, в которой башкирский народ сражался против угнетателей вместе с русским народом, кончилась поражением. Но она нанесла серьезный удар по феодально-крепостническому строю.» (www.oktb.ru История)

Что ж, для кого он герой, для того герой. Пусть чтут его со всеми почестями – я не возражаю. Однако в РБ, кроме башкир живут десятки национальностей. Правомерно ли навязывать другим этносам культ этой личности (занося в герб РБ и преподнося это в школах НЕ ТОЛЬКО БАШКИРАМ по общему курсу Истории Башкирии), если героизм ее весьма сомнителен?

Не ставил задачи никого обидеть. В чем не прав - докажите и я признаю.
Это вполне даже может повлиять на мое отношение и изменить мнение - я не поставил точку в отношению к Салавату.

Нилмар Белфорт, Проза.Ру
(Коллаж Епифана Звездоболова)


 Источник: http://journalufa.com/134-yulaev-salavat-na-moj-lichnyj-vzglyad.html

Share Protected by Copyscape Online Copyright Protection Software
Отзывы о нас Рекомендую