И.В.Волков, Н.В.Чекунин (Москва)

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОДНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ НА РОСТОВСКИХ МОНЕТАХ КОНЦА XIV – НАЧАЛА XV в.

Иконография русских монет удельного периода на настоящий момент разработана достаточно слабо. Однако обращение к данной проблеме, зачастую, позволяет по-новому осветить некоторые нумизматические и культурологические вопросы. Известно, что образцами для ряда изображений на русских монетах XIVXV вв. послужили западные монеты. Наиболее характерным примером являются псковские денги и четверетцы, на л.с. которых помещено изображение человеческой головы в короне, с мечом в руках. Как было отмечено еще Я.Я.Рейхелем в 1842 г., данный монетный тип практически полностью скопирован с монет Дерптского епископства. Имеются и другие аналогичные случаи. Авторами настоящего сообщения выделена еще одна группа ранних русских монет, изображения на которых имеют иноземное происхождение.

Речь идет о монетах Ростовского удельного княжества, имеющих на одной стороне обычную для данного княжения двухфигурную композицию (человек с секирой; пред ним – человеческая голова; иногда между ними – дерево с сидящей на нем птицей (рис.5)), а на другой – погрудное изображение человека. Иконографическая схема ростовских монет очень устойчива, при этом двухфигурная композиция сопровождается легендой с именем князя Сретенской, а погрудное изображение – Борисоглебской линии.
Нельзя не заметить, что изображения на ряде монетных типов Сретенской линии находят прямые аналогии на крупных золотых английских монетах – ноблях. Имеются в виду те монеты, на которых под изображением человека помещено по-разному трактуемое изображение («драпировка» – А.В.Орешников; «складки верхней части одежды» – Г.А.Федоров-Давыдов). Чеканка ноблей была начата в 1344 г. ЭдуардомIII. На лицевой стороне монет изображалась поясная фигура короля в короне, с мечем и щитом, стоящего на корабле (рис.1). Такое оформление нобли сохраняли до середины XVI в., причем, так как нобль был очень широко распространен, его оформление часто копировалось на монетах других государств, например, Шотландии. Эта монета была известна и в русских землях: именно нобль послужил образцом для знаменитого «корабельника» Ивана III.
Если внимательно рассмотреть изображение на рассматриваемых ростовских денгах (рис. 2, 3), можно увидеть, что оно представляет собой упрощенную копию лицевой стороны нобля. Хорошо просматриваются надстройки на носу и корме корабля, прорисованы доски обшивки, а на наиболее качественно отчеканенных монетах заметны и волны под кораблем. Изображение головы человека несет также ряд черт, характерных именно для английских средневековых монет. Это длинные вьющиеся волосы, характекрные для изображений короля на всех монетах, начиная с пенни и заканчивая ноблем. В некоторых случаях на голове показана трехзубцовая корона.
На более поздних монетах изображение трансформируется. Корабль превращается в орнаментальный элемент; прическа также претерпевает изменения (рис. 4). Судя по всему, прообраз данного изображения постепенно забывается и вся композиция в целом подвергается переосмыслению.
Таким образом изображение на ростовских серебряных денгах является одним из самых ранних свидетельств того, что уже в конце XIV – начале XV в. русские земли были хорошо знакомы с крупной английской золотой монетой. Вряд ли можно сомневаться в том, что, выбирая образец для изображения, русские резчики отдали предпочтение той монете, которая достаточно часто встречалась на территории княжеств северо-восточной Руси.
Кроме того, наблюдения над постепенной трансформацией изображения на «борисоглебской» стороне ростовских монет, возможно, помогут установить относительную хронологию их выпусков при создании свода монет Ростовского княжества.

Источник:http://www.rus-moneta.ru/stat_7.php#_ftnref11

Share Protected by Copyscape Online Copyright Protection Software
Отзывы о нас Рекомендую